Для учителей физики
1. Использование компьютерного моделирования в качестве иллюстративного материала к изучаемым на уроках физическим явлениям.
2. Использование компьютерного моделирования при проведении лабораторных работ.
В видеоролике, изображенном ниже показана эволюция той же самой ударной волны, но в более узкой цветовой шкале (от 0,19 до 4 атм).
3. Самостоятельные домашние задания на дом с использованием компьютерного моделирования
4. Написание школьниками реферативной или учебно-исследовательской работы на основе результатов самостоятельных исследований и экспериментов
5. Использование компьютерного моделирования на факультативных занятиях, которые посвящены углубленному изучению физики.
В качестве примера углубленного изучения физики рассмотрим математическое моделирование течение сверхзвуковой струи в трубе.
Во множестве современных технических устройств возникают такие сложные газодинамические процессы, как трансзвуковые и сверхзвуковые течения в проточных трактах. Например, при сбросе газа из области с давлением в несколько атмосфер в отверстии, через которое осуществляется сброс, реализуется переход от дозвукового течения к сверхзвуковому. Протекание сверхзвуковой струи в трубах приводит к появлению систем скачков уплотнения. Такие явления сопровождают исключительно сверхзвуковые течения и являются весьма сложными с точки зрения их изучения.
Рассмотрим полученные в пакете StartFlow результаты моделирования течения в длинной прямой трубе, в которой установлена так называемая дроссельная шайба. Суть дроссельной шайбы заключается в регулировании расхода воздуха, протекающего через трубу. Мы будем рассматривать случай, когда на дроссельной шайбе осуществляется переход от дозвукового к сверхзвуковому течению.
В видеоролике, приведенном ниже показана эволюция поля давления, которое выходит с течением времени на стационарный режим. Цветовая шкала настроена в диапазоне от 15000 Па до 160000 Па (~1,58 атм).
Мы видим, что в трубе после дроссельной шайбы образовалась структура скачков уплотнения. Если через ось трубы провести секущую линию, то мы получим следующий график давления.
Обратим внимание на то, что между пиками давления, которые соответствуют перекрестиям скачков уплотнения, давление сверхзвуковой струи меньше атмосферного (атмосферное давление 101320 Па)
В видеоролике, приведенном ниже показана эволюция поля модуля скорости. Цветовая шкала настроена в диапазоне от 0 до 1500 м/с.
Из этого видеоролика видно, как меняется структура сверхзвуковой струи. На первом этапе мы видим узкое сверхзвуковое ядро с максимальными скоростями 1100 м/с. Затем в момент времени приблизительно 0,038 с Структура течения начинает меняться: узкое сверхзвуковое ядро постепенно вытесняется широким с максимальными скоростями около 1500 м/с.
Математическое моделирование трансзвуковых и сверхзвуковых течений является очень актуальным для высокотехнологичного производства: авиастроения, авиационного двигателестроения, ракетостроения. Сверхзвуковые струи и сверхзвуковое обтекание твердых тел обладают своими законами, совершенно неприсущими дозвуковым течениям. Работая с заданиями для самостоятельного выполнения, посвященными исследованию сверхзвуковых течений, которые приведены в книге «Компьютерное моделирование процессов физики газа для школьников», ученик приобщается к современной инженерной и научно-технической деятельности.
6. Знакомство с компьютерным моделированием и миром вычислительных технологий на профессионально ориентационных практиках.
Профориентационные практики, как правило, проводятся, чтобы вызвать у школьников интерес к той или иной профессиональной деятельности. В настоящее время вычислительная гидро-газодинамика востребована во многих отраслях наукоемкого производства, она является одной из самых динамично развивающихся областей инженерных и научных знаний. Поэтому знакомство школьников с вычислительной газодинамикой достаточно важно, так как специалисты в этой сфере востребованы на многих высокотехнологичных предприятиях.
Пакет StartFlow является наилучшим средством для первого знакомства с вычислительной газодинамикой. Он позволяет людям без специальной подготовки проводить газодинамические расчеты для наиболее интересных и показательных классов задач.
Чтобы ученики могли примерить на себя роль инженера-расчетчика им можно предложить довольно интересную, но более сложную, чем рассматривались ранее, задачу, связанную с теплообменом.
С практической точки зрения очень актуальными являются задачи связанные с теплообменными устройствами, которые очень распространены в технике (кулер для процессора в компьютере, радиатор для охлаждения двигателей и т.д.). Мы будем рассматривать упрощенную абстрагированную задачу. Пусть у нас есть теплообменная камера с расположенным в центре нагретым элементом. Есть тракт, подводящий к камере холодный воздух, и есть тракт отводящий нагретый воздух. Исходная конструкция теплообменной камеры с воздуховодами приведена на рисунке.
Нам нужно смоделировать течение воздуха в теплообменной камере и процесс теплообмена в ней. Течение будет иметь выраженный сложный трехмерный характер. Для того, чтобы провести анализ эволюции трехмерного поля температуры, мы будем отслеживать изменение температурного распределения в нескольких плоскостях.
На ниже приведенном видеоролике показано, как ведет себя поле температуры в выбранных нами сечениях в начальный момент продувки теплообменной камеры (это не является окончательным решением задачи, здесь нужно проводить расчет, пока поле температуры не выйдет на стационарный режим).
Краткий анализ показывает, что используемая схема подвода и отвода воздуха приводит к образованию так называемых застойных зон, где скапливается высокотемпературный воздух и отсутствует основной поток воздуха. Это в свою очередь может привести к снижению эффективности теплообмена.
Данная задача интересна прежде всего тем, что есть возможность доработать конструкцию устройства, изменив схему подвода и отвода воздуха, с целью повышения эффективности теплообмена. Преподаватель может дать ученикам обсчитать уже готовые варианты конструкции или дать задание самим их придумать.
Меню сайта
Компоненты
- Газодинамический симулятор
- Гравитационный симулятор
- Маятники
- Колебание струны
- Полет снаряда
- Тепловой стержень
- Имитационное моделирование теплопроводности
- Имитационное моделирование газовых процессов
Отзывы
Интересная прога, таких нигде не видел… Хочется в ней работать часами… Рекомендую всем скачать эту учебную программу!
Вадим Васильев
Действительно довольно мощная для своего класса обучающая программа, если разобраться, как в ней всё работает.
Алексей Абдулов
Для обучающих целей - то, что надо, очень удобный и простой интерфейс, возможность продемонстрировать в реальном времени те вещи, физики газов, которые другими способами сделать нельзя (например с помощью эксперимента в лабораторных работах)
Ксения Хафизова